Основная цель и задача инженерных изысканий - состоит в сборе и подготовке наиболее полной и точной информации об объекте строительства. Строительство любого капитального объекта неосуществимо без такого рода информации, и начинается именно с проведения инженерных изысканий. От полноты и точности этих данных зависит качественный результат проектных работ. Поэтому совместная работа наших проектировщиков и изыскателей всегда дает положительный эффект.

" />
Главная » ИЗЫСКАНИЯ

Инженерные изыскания

 Инженерные изыскания Инженерные изысканияИнженерные изысканияИнженерные изыскания Инженерные изысканияИнженерные изыскания

Основная цель и задача инженерных изысканий - состоит в сборе и подготовке наиболее полной и точной информации об объекте строительства. Строительство любого капитального объекта неосуществимо без такого рода информации, и начинается именно с проведения инженерных изысканий. От полноты и точности этих данных зависит качественный результат проектных работ. Поэтому совместная работа наших проектировщиков и изыскателей всегда дает положительный эффект.

 

 

Инженерные изыскания по направленности де­лятся на экономические и технические или инженерные (геодезические изыскания, геологические изыскания, экологические изыскания и т.д.).

Экономические изыскания проводят для определения географиче­ского района размещения и экономической целесообразности строительст­ва, реконструкции или расширения существующего объекта строительства.

Инженерные изыскания заключаются во всестороннем изучении природных (естественных) условий района строительства, для рационального размещения зданий и сооружений на местности, а также для разработки проектных ре­шений.

Инженерные изыскания, в зависимости от изучаемого фактора, подразделяются на следующие виды: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические,  почвенно-грунтовые.

Инженерные изыскания выполняют в три периода: подготовитель­ный, полевой и камеральный. В подготовительный период собирают и изучают необходимые данные по объекту инженерных изысканий и намечают органи­зационные мероприятия по проведению изыскательских работ. В полевой период, кроме полевых работ, производят часть камеральных и лаборатор­ных работ, необходимых для обеспечения непрерывности полевого изы­скательского процесса и контроля полноты и точности полевых работ. В камеральный период осуществляют обработку всех полевых материалов. Ускорение, повышение качества и снижение стоимости инженерных изысканий достигаются при проведении их совместно со специалистами в области проектирования.

Используемые материалы предыдущих инженерных изысканий уточняют путем полевых обследований и проведения полевых и камеральных работ в тре­буемом объеме. Объем и точность изыскательских работ должны соответ­ствовать требованиям проектирования и строительства, а также преду­сматривать возможность их использования впоследствии.

Инженерные изыскания - это комплексное изучение природных условий предполагаемого участка строительства для получения необходи­мых данных при проектировании и строительстве для принятия техниче­ски правильных и экономически целесообразных решений.

Геодезические изыскания - позволяют определить про­странственно-геометрические характеристики условий, оказывающих влияние на проектирование, строительство и эксплуатацию инженерных сооружений.

Геологические изыскания - выяснение геологических условий, оказывающих влияние на возведение и эксплуатацию инженерных сооружений.

Экологические изыскания - состоят в оценке возможного урона от воздействия возводимого сооружения на состояние окружающей среды.

Гидрометеорологические изыскания - исследование водного ба­ланса речных систем, водных ресурсов и гидравлического режима рек, формирование русел, зимнего режима водоемов; определение уровней воды в реках, озерах, морях и водохранилищах; изучают влияние раз­личных физических явлений и процессов, происходящих в атмосфере, на возведение и эксплуатацию инженерных сооружений, на их долговечность и надежность.

Геотехнические изыскания - изучение физико-механических свойств грунтов в специальных условиях.

Обследование грунтов - установление нагрузок на грунт от основания сооружения и заключение о совместной работе грунта и сооружения.

 

Состав работ при инженерных изысканиях площадных и линейных сооружений.

 

Все инженерные сооружения делятся на площадные и линейные.

К площадным сооружениям можно отнести города, поселки, промышленные предприятия и другие застройки.

К линейным сооружениям относятся автомобильные и железные дороги, метрополитен, мосты, трубопроводы, каналы и тоннели различного назначения, линии электропередач (ЛЭП), а также мелиоративные систе­мы, гидроузлы и аэропорты из-за вытянутости их вдоль основной оси (оси магистрального канала, плотины или взлетно-посадочной полосы).

Для больших площадных и линейных сооружений выполняют все виды инженерных изысканий.

Для сооружений с небольшой площадью выполняют только три первых вида инженерных изысканий (геодезические изыскания, геологические изыскания, экологические изыскания).

Важно исследовать грунты и определить уровень грунтовых вод, ко­торый должен быть ниже отметок дна подвала. Для выбора площадки важ­но наличие водных источников, карьеров строительных материалов, а так­же возможность обеспечения газом, электроэнергией и топливом.

При строительстве промышленных сооружений, гидроузлов, аэро­портов необходимо оставлять свободный участок территории для строи­тельства жилого поселка.

Выбор площадки осуществляют в камеральных условиях, уточнение и согласование проекта производят по результатам полевого обследования.

Для разработки проекта производят топографическую съемку в масштабе 1:2000 с высотой сечения рельефа 1 м. По имеющимся картографическим материалам составляется ситуационный план. На него наносят контуры строительных площадок, жилого поселка, водозаборных и очистных сооружений, существующие автомобильные и железнодорожные магист­рали, реки, населенные пункты, лесные массивы, карьеры, места нахожде­ния строительных материалов, подсобные предприятия, намечают трассу подъездных дорог, водоводов, выпусков канализации и многое другое.

Характерной особенностью инженерно-геодезических изысканий линейных сооружений являются трассировочные работы. В зависимости от стадии проектирования выполняется камеральное и полевое трассирование.

Камеральное трассирование подразумевает проектирование трассы по топографическим планам, фотопланам или цифровым моделям местности.

При полевом трассировании трасса выбирается и разбивается непо­средственно на местности.

 

Камеральное трассирование.

 

Состав работ при камеральном трассировании следующий:

  • 1. Проложение трассы по карте.
  • 2. Измерение углов поворота и подбор радиусов кривых.
  • 3. Вычисление основных элементов кривых.
  • 4. Вычисление пикетажных значений главных точек кривых и раз­бивка пикетажа.
  • 5. Составление ведомости углов поворота, прямых и кривых.
  • 6. Составление плана и профилей трассы (продольного и поперечного).

Камеральное трассирование линейных сооружений можно выполнить способом попыток или способом построения линии заданного уклона.

Способ попыток применяется только в равнинной местности и за­ключается в следующем. Между фиксированными точками намечают по карте кратчайшую трассу и составляют по ней продольный профиль мест­ности. Затем по продольному профилю выявляют участки, в которых целе­сообразно сдвинуть трассу влево или вправо, чтобы отметки местности ближе подходили к проектным отметкам. Измененные участки вновь трас­сируют и составляют новый улучшенный профиль.

Способ построения линии заданного уклона предполагает построение на топографической карте линии нулевых работ.

Автоматизировать трассировочные работы позволяет программный комплекс (например credo), в котором на основе цифровой модели местности про­ектируют трассу линейного сооружения; осуществляют поиск оптимально­го варианта трассы; построение профилей и т. д.

 

Полевое трассирование.

 

Полевое трассирование производится на окончательной стадии проек­тирования линейных сооружений и включает в себя следующие виды работ:

1. Вынесение проекта трассы в натуру. Вешение линий.

2. Определение углов поворота.

3. Линейные измерения и разбивка пикетажа с ведением пикетажного журнала.

4. Разбивка кривых (круговых, переходных, вертикальных).

5. Нивелирование трассы.

6. Закрепление трассы.

7. Привязка трассы к пунктам геодезической основы.

8. Съемочные работы.

9. Обработка полевого материала. Составление плана трассы, продольного и поперечных профилей.

Вынесение проекта трассы в натуру, вешение линий. Проект трас­сы, разработанный в камеральных условиях, выносится на местность, по данным привязки углов поворота к пунктам геодезической основы или к ближайшим четким контурам местности.

На данном этапе работу начинают с тщательной рекогносцировки местности и выявления вблизи трассы геодезических пунктов или точек четких контуров.

Сначала определяется местоположение соседних углов поворота по данным их привязки, а затем в створе этого направления устанавливается ряд вех и обследуется намеченное направление.

В зависимости от того, как трасса пересекает водотоки, овраги, существующие магистрали и другие препятствия иногда приходится смещать провешенную линию или передвигать углы поворота. Так поступают для того, чтобы более удобно разместить элементы плана и профиля трас­сы и обеспечить минимальный объем земляных работ.

Окончательное положение углов поворота закрепляют.

 

 Инженерные изыскания мостовых переходов.

 

Мостовые переходы через большие водотоки представляют собой сооружение, состоящее из:

- моста, включающего в себя опоры и пролеты строения;

- подходов к мосту;

- системы регулирования для плавного и безопасного пропуска вод­ного потока.

В состав работ инженерных изысканий мостовых переходов входят:

1.Топографо-геодезические изыскания:

- трассирование по всем вариантам трассы для выбора оптимального места мостового перехода;

- съемка участка мостового перехода для составления генерального плана;

- определение длины мостового перехода, привязка опор к пикетажу трассы.

2.Инженерно-геологические изыскания:

- крупномасштабная инженерно-геологическая съемка района пере­хода;

- детальная геологическая разведка места перехода, составление гео­логического профиля;

- разведка карьеров строительных материалов.

3. Гидрометрические измерения:

- определение высот характерных уровней воды;

- измерение скоростей течения;

- определение живого сечения, уклонов и расход воды;

- наблюдения на морфометрических створах.

Выбор оптимального места устройства мостового перехода выпол­няют на основе топографо-геодезической и геологической информации. Выбранный мостовый переход должен также хорошо увязываться с общим на­правлением трассы.

Съемку по обоим берегам ведут в единой условной системе координат и высот. Ось моста принимают за одну из осей условной системы координат.

Топографические съемки (геодезические изыскания) участка мостового перехода включают также съемку подводного рельефа. Промеры глубин зимой выполняют со льда, а летом - с лодки. В каждой промерной вертикали определяют глубину, плановое положение вертикали, отметку уровня воды в момент промера на водомерных постах. Глубину измеряют рейкой или речным эхолотом.

 

 Инженерные изыскания трубопроводов.

 

Магистральные трубопроводы - это сооружения, предназначенные для транспортирования на дальние расстояния нефти, газа и воды. В их со­став входят:

- подводящие трубопроводы или ответвления местного значения;

- головные сооружения (насосные и компрессорные станции);

- промежуточные станции (по трассе через 80- 100 км);

- линейные сооружения - трубопроводы диаметром 500 - 2000 мм с колодцами через 5 - 10 км и переходами через водные препятствия, ущелья, дороги, магистрали.

Исходным этапом при инженерных изысканиях трубопровода является определе­ние на местности местоположения начальных и конечных пунктов транс­портировки.

После выбора начальных и конечных пунктов приступают к изыска­ниям кратчайшей трассы трубопровода, удовлетворяющей техническим требованиям и имеющей минимальные затраты на строительство.

Первоначально варианта трассы намечают по топографической кар­те, стремятся приблизить трассу к уже имеющимся железным и автомо­бильным дорогам.

Вдоль вариантов трассы проводят маршрут аэрофотосъемку масштаба 1:10000 - 1:2000, разбивают геодезическое обоснование и выполняют планово-высотную привязку и дешифрирование снимков. Одновременно проводится инженерно-геологическая съемка, с целью выявления заболо­ченных, засоленных или загрязненных сточными водами участков.

По составленным фотопланам масштаба 1:5000 - 1:10000 и по мате­риалам геодезической съемки намечают наиболее выгодную трассу.

На полевом этапе инженерных изысканий уточняют положение трассы на местно­сти и закрепляют ее основные точки, выбирают место переходов и пло­щадки станций.

 

Инженерные изыскания воздушных линий электропередач

 

Линии электропередач (ЛЭП) делят на кабельные (подземные) и воз­душные.

Передача тока высокого напряжения на значительные расстояния производится по воздушным линиям.

При изысканиях ЛЭП необходимо соблюдать требование габаритно­го приближения проводов.

На стадии технико-экономического обоснования осуществляется выбор трассы по топографическим картам.

Начальным пунктом ЛЭП является гидроэлектростанция, тепло вам или атомная станция, Конечным пунктом - территориально промышлен­ный комплекс.

Для небольших трасс на слабопересеченной местности инженерные изыскания обычно выполняют наземными методами. При изысканиях больших трасс или трасс со сложными условиями применяют аэрометоды.

В равнинной местности, а также на больших переходах через во­дотоки, на пересечении дорог, в застроенных местах производят техниче­ское нивелирование по пикетажу трассы.

В горных районах и в сильно пересеченной местности по трассе про­кладывают тахеометрические ходы. Через 8 - 10 км устанавливают на трассе железобетонные или деревянные реперы.

На участках трассы производится съемка полосы, шириной 150 - 300м в каждую сторону от оси, и составляется план в масштабе 1:2000, 1:5000. Продольный профиль составляют в масштабе 1:5000, а план трассы в масштабе 1:25000.

При исполнительной съемке построенной линии измеряют расстоя­ния между отдельными опорами и проверяют соблюдение габарита при­ближения проводов и вертикальности установки опор.

  На основании свидетельства о допуске к выполнению работ, ООО "Альсеида" выполняет следующие виды работ в области изысканий:

-работы по выполнению инженерно-геодезических изысканий;

-работы по выполнению инженерно-геологических изысканий;

-работы по выполнению инженерно-экологических изысканий;

-работы по выполнению инженерно-гидрометеорологических изысканий;

-работы по выполнению инженерно-геотехнических изысканий;

-работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

 

РИА РБК
Яндекс.Погода