Главная » ПРОЕКТИРОВАНИЕ » Статьи по проектированию » Экологический фактор при проектировании автомобильных дорог.

Полная или частичная перепечатка материалов разрешена только с ссылкой на сайт http://alseidaprojekt.ru

Экологический фактор при проектировании автомобильных дорог.

 

При проектировании автомобиль­ных дорог возникает необходимость учитывать все аспекты экологической опасности строительства и эксплуа­тации дорог и, по мере возможности, нейтрализовать негативное воздей­ствие транспорта на при­родную среду и людей.

Предварительная оценка воздей­ствия на окружающую среду произ­водится при выборе участка под строительство автомобильной доро­ги. Оценку зоны повышенного влияния вредных факторов следует производить уже на начальном этапе проектирования.

Оценка воздействия на окружаю­щую среду при разработке зоны са­нитарного разрыва объектов автотранспортного комплекса произво­дится по загрязнению атмосферного воздуха и физическим факторам.

 Основные факторы загрязнения:

-  вредные химические вещества (ВВ)

-  продукты выхлопа отработавших газов автомобиля (диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид уг­лерода и др.);

-  взвешенные вещества (сажа и пыль)

-  продукты стирания шин и выхло­па дизельных двигателей;

- вредные физические воздействия (акустическое - повышенный шум, электромагнитное и инфразвуковое), источником которых являются системы освещения автодорог (электромагнитные воздействия), двигатель, шины, выхлоп автомо­билей (повышенный шум и ин­фразвук).

 Для срав­нения воздействий между собой по степени вредности, ниже приведены размеры са­нитарного разрыва для каждого из рассмотренных факторов:

  • вредные химические вещества - размер санитарного разрыва до 150 м;

  • взвешенные вещества - до 50 м;

  • электромагнитные поля - 10-20 м;

  • повышенный шум - 600-1000 м;

  • инфразвук - до 200 м.

 Не сложно убедится, что максимально вред­ным из перечисленных фактором в окружающей среде является акустическое загрязнение. Повышенный шум, без применения специальных средств защиты, создает зону сверхнормативного воз­действия, достигающую 600-1000 м.

 Законодательные меры по борьбе с загрязнением атмосферы бази­руются на ряде федеральных законов, к числу которых можно отнести зако­ны «Об охране окружающей при­родной среды» (1993 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» (1999 г.) и «Об охра­не атмосферного воздуха» (1999 г.). В этих законах содержатся общие тре­бования к нормативной базе, требования по защите от вредных воздействий при проектирова­нии, строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, требования к проведению меро­приятий по защите населения от вред­ных воздействий, а также экономический механизм охраны окружающей среды. Разделы по разработке зон са­нитарных разрывов от автодорог вы­полняются в соответствии с требова­ниями законодательных и нормативных документов.

 Порядок разработки проекта зоны санитарного разрыва автомо­бильной дороги.

 Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рас­сеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, инфразвука, вибрации).

Алгоритм определения границ ЗСР выглядит следующим образом:

- проводится расчет максимальных разовых концентраций загрязняю­щих веществ и определяется расстояние, на котором достигаются санитарно-гигиенические норма­тивы;

- назначается размер зоны по фак­тору загрязнения атмосферного воздуха;

- производится оценка акустиче­ской и вибрационной нагрузки, а также воздействия инфразвука, на основании чего выбира­ется граница территории, за пре­делами которой нормируемые фак­торы не превышают установленных нор­мативов по факторам;

- назначается граница объединен­ной зоны, которая будет соответ­ствовать границе зоны по фактору максимального воздействия. Для установления окончательной ЗСР разрабатывается программа мониторинга или санитарно-гигиени­ческого контроля для подтвержде­ния расчетных параметров.

 Первым этапом при разработке проекта ЗСР является определение ориентировочной зоны санитарного разрыва на основании расчетов рас­сеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, и др.). Если в соответствии с по­лученными результатами выяв­лены превышения расчетных пара­метров шумового загрязнения над нормативными показателями, установленными для конкретной территорий застройки , произво­дится назначение мероприятий по снижению воз­действия. На заключительном этапе определяется проектная зона, уста­новленная с учетом мероприятий по снижению негативного воздействия.

В случаях, когда расчет касается не автомагистралей, в практике проектиро­вания предусмотрено построение зоны акустического дискомфорта и превышения ПДК.

Граница зоны акустического дис­комфорта и превышения ПДК загряз­няющих веществ в атмосферном воздухе - линия, ограничивающая тер­риторию, за пределами которой нор­мируемые факторы воздействия не превы­шают установленных гигиенических нормативов. Алгоритм построения зоны акустического превышения ПДК аналогичен порядку разработки зоны санитарного разрыва.

  Оценка выбросов загрязняю­щих веществ.

 Основной метод оцен­ки выброса загрязняющих ве­ществ в окружающую среду, явля­ется метод математического модели­рования. С учетом того, что знания о ха­рактере процессов, происходящих в окружающей среде, постоянно пополняются, то мож­но рассчитывать на построение до­статочно объективной модели. В на­стоящее время математические мо­дели используются для простран­ственно-временного прогноза гра­ниц  загрязнения, уровней плотности, концентраций и доз загрязняющих веществ.

При оценке воздействия на атмос­ферный воздух рассматриваются две его составляющие: локальное загрязнение, создаваемое отдельными источниками выброса, и фоновое за­грязнение воздуха.

Расчетные методы позволяют по­строить модель загрязнения объекта окружающей среды с возможностью его оценки в любой точке изучаемо­го пространства.

Как показывает опыт проектиро­вания, размер зоны санитарного раз­рыва автодороги по фактору загрязнения атмосферы не превышает раз­мера зоны санитарного разрыва по фактору акустического воздействия. Мероприятий по снижению вредных выбросов автодорог не предусма­тривается.

 Учет шумового фактора при проектировании автодорог.

 Транспортный шум является ос­новным фактором воздействия на окружающую среду. Зона акустиче­ского дискомфорта вблизи автодороги может достигать 1000 м.

Оценка размера зоны акустиче­ского дискомфорта производится на основании утвержденных расчетных методик, которые учитывают основные параметры автотранспортного по­тока, такие как интенсивность движе­ния, состав и скорость потока, тип до­рожного покрытия. При оценке рас­пространения шума учитываются расстояние, на которое распространя­ется шум, атмосферное затухание, по­глощение поверхностью территории, экранирование естественными и искусственными сооружениями, расположенными на пути распростра­нения шума.

Существенно сократить размер зоны акустического дискомфорта по­могают мероприятия шумозащиты, поэтому в проектах предусма­триваются следующие шумозащитные мероприятия: улучшение организации движения транспорта, со­стояния дорожного покрытия, техни­ческого состояния автомобилей, огра­ничение движения грузового тран­спорта, устройство шумозащитных сооружений (барьеров, валов, экра­нов из различных материалов), соз­дание полос зеленых насаждений, шумозащитное остекление вблизи расположенных жилых зданий.

В настоящее время выполняется большой объем работ по проекти­рованию шумозащитных мероприятий для объектов дорожно-мостового хо­зяйства. Объем проектных работ по шумоза­щитным мероприятиям за период с 2003 по 2006 год возрос в 3,7 раза, а по проектированию акустических экранов - в 2,4 раза. В современных условиях, при существующих объе­мах транспортной работы, приводя­щих к превышению уровня акустиче­ской нагрузки над нормативными по­казателями на 27-30%, фактически на каждом втором объекте транспорт­ного строительства выполняется проектирование шумозащитных ме­роприятий, на каждом пятом - проек­тируется устройство акустических экранов.

Проектирование транспортной сети на основе комплексного подхо­да позволяет не только улучшить организацию и повысить безопасность движения, но и обеспечить нормаль­ную экологическую обстановку.

РИА РБК
Яндекс.Погода